Прямой эфир

секундочку...

Далее в эфире

Пираты мельчают: Минюст готовится смягчить наказание для нарушителей авторских прав

20.09.2023 16:50

Фото: depositphotos/belcnohock

Пираты мельчают: российский Минюст готовится смягчить наказание для нарушителей авторских прав. Крупный размер ущерба повысят до 500 тысяч рублей, особо крупный – до 2 миллионов рублей. Таким образом чиновники рассчитывают декриминализовать около четверти подобных преступлений.

Сейчас уголовная ответственность наступает, если правообладатель оценил ущерб более чем в 100 тысяч рублей, поясняет юрист, специалист по защите интеллектуальной собственности Виктор Осипов.

Виктор Осипов
юрист, специалист по защите интеллектуальной собственности
Здесь речь идет о привлечении к уголовной ответственности и, в частности, статье Уголовного кодекса 146, которая предусматривает ответственность за нарушение авторских прав. Она применяется достаточно редко. Там привлечение к ответственности обусловлено наличием крупного ущерба. Вот, собственно, сумму этого ущерба как раз и предлагает Минюст скорректировать, изменить с учетом инфляции, поскольку пределы, установленные сейчас в законе, были установлены порядка 12 лет назад. Совершенно естественно, что если тогда крупный ущерб был, условно говоря, 200 тысяч рублей, то сейчас он 500 тысяч рублей. Подавляющее большинство привлечений к уголовной ответственности связано с нарушениями в области бездоговорного использования, пиратского использования программного продукта. Это достаточно легко доказывается.


На этом фоне американский производитель аудиотехники Harman судится в России за нарушение патентных прав. В московский Арбитражный суд поступил иск к ритейлеру "М.Видео-Эльдорадо" и компании Drivix, выпускающей музыкальные центры. Harman пытается добиться защиты исключительных прав на два промышленных образца, а также получить компенсацию в размере 5 миллионов рублей.

Авторские права защищаются вне зависимости от того, где находится компания – ушла она с российского рынка или нет, уточняет Виктор Осипов.

Кроме того, речь идет не про санкционный товар, поставляемый по параллельному импорту. Все дело в том, что в нашей стране защищается патент на внешний вид товара, поясняет адвокат, советник Orchards Анастасия Сивицкая.

Анастасия Сивицкая
адвокат, советник Orchards
Здесь иск заявлен в связи с тем, что в России под брендом Vipe компании Drivix производится некое оборудование, видимо, это усилители или колонки, которые нарушают, как думает Harman, их права на промышленный образец. Это визуальный вид изделия. Претензия Harman состоит в том, что российский производитель производит товар, визуально очень похожий на товар Harman, и у них есть патент. Поэтому компания защищает свои права в суде. В практике российских судов уже есть дела, когда вот так вот защищаются права иностранцев. Например, достаточно интересный кейс, дело о Свинке Пеппе, когда в первой инстанции производителю было отказано именно потому, что это иностранная компания, но суды вышестоящих инстанций защитили права владельца исключительных прав, указав, что совершенно не важно, иностранная это компания или нет.


По словам Анастасии Сивицкой, российский суд в вопросе авторских прав чаще встает на сторону правообладателя. Причем, вне зависимости от того, в какой стране он зарегистрирован, отмечает адвокат.

Критики инициативы Минюста отмечают, что последние два года больше половины споров затрагивают нарушения авторских прав отечественных разработчиков программного обеспечения. В случае увеличения порогов ущерба они лишатся уголовно-правовой защиты.

Подкасты

Все подкасты

закрыть
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи

Отправить